|
|
|
|
|
|
|
|
- Христианство
Христианство – самая крупная по числу последователей мировая религия.
Возникла в Палестине в результате деятельности Иисуса Христа, а также его ближайших последователей. Распространение христианства, особенно в первые пять столетий нашей эры, шло очень быстро. Основная часть христиан почитает Иисуса Христа как второе лицо Божественной Троицы, единого Бога в трёх лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Священным Писанием признаются Ветхий и Новый Заветы.
В краткой форме основные догматы христианства изложены в трёх исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или Никео-Константинопольском) и Афанасьевском. В православии Апостольский символ фактически вытеснен Никео-Константинопольским. Он был принят на первых двух Вселенских соборах – 1-м Никейском (325 г.) и 1-м Константинопольском (381 г.).
Основная часть христиан верит в Боговоплощение, крестную жертву Иисуса Христа, своей мученической смертью искупившего грехи людей, воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо, грядущее второе пришествие Христа, будущее воскрешение мёртвых и вечную жизнь после воскрешения.
Большинство христиан признаёт необходимость совершения таинств – священных действий, призванных сообщить верующим Божью благодать. Православные, монофиситы и католики признают семь таинств: крещение, миропомазание (у католиков – конфирмация), причащение, покаяние (исповедь), елеосвящение, брак, священство. Большинство протестантов – только два: крещение и причащение (при этом многие рассматривают их как простые обряды).
Христианство имеет большое число направлений, течений, деноминаций.
Основные направления – православие, католицизм, протестантизм, монофиситство, несторианство. Православие и монофиситство в организационном отношении делятся на значительное число поместных церквей. Общая численность христиан составляла в 1996 г. 1955 млн. человек, около 34% всего населения мира. По числу последователей христианство почти вдвое превышает вторую по влиянию мировую религию – ислам.
Православие – одно из основных направлений христианства. Считается, что православие возникло в 33 г. н.э. среди греков, живших в Иерусалиме. Его основателем был Иисус Христос. Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства. Православные верят в единого Бога, выступающего в трёх ипостасях – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: Божественную и Человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Он рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят в Его воскресение и вознесение на небо и ждут Его второго пришествия и установления на Земле Царства Божьего. Святой Дух исходит только от Бога Отца. Приобщение к Церкви, единой, святой, соборной и апостольской происходит через крещение. Эти главные положения православного вероучения содержатся в Символе веры, принятом на 1-м (в 325 г. в Никее) и 2-м (381 г. в Константинополе) Вселенских соборах, и с тех пор не изменялись, сохранились в первоначальном виде, чтобы не исказить веру. Православные верят в посмертное воздаяние – ад и рай. Религиозным символом является крест (четырёх-, шести- и восьмиконечный).
В православии признаётся семь таинств (священнодействий) – крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются евангельские таинства – крещение и причащение, установленные Иисусом Христом. Православные признают как Священное Писание (Библию), так и Священное Предание, живую память Церкви (в узком смысле – постановления признаваемых церковных соборов и труды отцов Церкви II-VIII вв.).
В православии признают лишь семь первых Вселенских соборов, состоявшихся до отделения западной ветви христианства (в 1054 г.). В православии отсутствует жёсткая церковная централизация. Крупные местные церкви полностью самостоятельны (автокефальны). В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей. Самым большим праздником в православии считается Пасха (Воскресение Господне). Ещё 12 праздников считаются главными, двунадесятыми: Рождество Христово; Крещение Господне, или Богоявление; Сретение Господне; Преображение Господне; Рождество Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Введение во Храм Пресвятой Богородицы; Успение Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне и Пятидесятница, или День Святой Троицы.
Общая численность православных – 182 млн. человек. Наибольшее их число в России – 70-80 млн. человек.
- Поклонение и практика в Христианстве
Таинством в христианстве является священнодействие, при котором верующий принимает благодатные дары Святого Духа. Таинства имеют внешнюю, видимую, и невидимую сторону. К внешней стороне относятся строго определенные молитвы и внешние знаки, с помощью которых совершающий таинство человек молится о Божьей благодати. Невидимой стороной является именно мистическая передача этой благодати тому, над кем совершается таинство. Именно в этом и есть существенная разница между таинствами и другими священнодействиями – молитвами, богослужениями, обрядами. Внешне таинства схожи с ними, но имеют невидимую сторону, которая их поднимает на более высокий уровень.
В христианстве признаны семь таинств:
- Крещение
- Миропомазание
- Покаяние – исповедь
- Евхаристия
- Венчание (брак)
- Священство (хиротония)
- Елеосвящение
Лютеране признают только Крещение и Евхаристию; англикане — Крещение, Евхаристию и Венчание.
- Священное Писание
Христианство почитает Библию как боговдохновенное Слово Божье. Она состоит из двух частей — Ветхого завета и Нового завета. Библия была написана людьми, которые были вдохновлены Святым Духом, и поэтому это слово является непогрешимым Словом Божьим. В протестантской традиции веруют в то, что Священное Писание содержит всю истину, необходимую для спасения (смотрите протестантство — Только Писание).
Ветхий Завет состоит из всего еврейского Танаха, несмотря на то, что в христианском каноне книги расположены по-другому, по сравнению с еврейским Ветхим Заветом (Танах). В христианском каноне некоторые книги Танаха делятся на несколько книг. Католицизм и восточное православие включают в свой канон как книги еврейского канона, так и книгу, приведенную в переводе на греческий язык в виде семидесяти рукописей (Септуагинта). Дополнительные книги называются второ-каноническими в Католической и Православной церкви и – Ветхозаветными апокрифами в протестантских церквях (которые не служат основой веры).
Другие традиции поддерживают другие каноны. Эфиопская Православная церковь поддерживает два канона — узкий (который охватывает Библию) и широкий, который состоит из большего числа книг. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (иногда именуется Мормонская Церковь) содержит в своем каноне еще три небиблейские книги, которые считаются у нее боговдохновенным словом: «Книги Мормона», «Учения и заветы» и «Дорогостоящий Бисер». Гностики используют огромное количество книг из неортодоксального канона, из которых самой известной является евангелие от Фомы.
Толкование Священного писания
Несмотря на то, что христиане почти полностью согласны с содержанием Библии, не существует согласия относительно ее толкования (или, вернее, экзегезиса.) В древности зарождаются две школы экзегезы — александрийская и антиохийская. Представителем александрийской школы является Ориген, который придавал Писанию в основном аллегоричное значение. Антиохийская школа настаивала на буквальном толковании и настаивала на предположении, что другие значения могут открыться только тогда, когда известно перед этим буквальное значение.
Римокатолическое богословие проводит разницу между двумя видами значение текста: буквальным и духовным, последнее из которых делится на аллегоричное, моральное и анагогичное. Буквальным является значение, переданное словами в Писании и открытое посредством методов экзегесиса по правилам разумного толкования. Аллегоричное значение включает типологию (например, образ прохождения через Красное море как образ, или символ, Крещения). Моральное значение относится к этике. Анагогичное значение относится к эсхатологии и придает большое значение вечности и концу света. Католическое богословие добавляет и другие правила толкования, которые включают: предписание о том, что все другие значения Писания основываются на буквальном значении; о том, что надо всегда придерживаться историчности евангелия, что Писание следует, согласно живой традиции, читать в церкви и наконец, что задача толкования дана епископам, которые общаются с наследником апостола Петра в Риме — папой.
Многие протестанты обращают особое внимание на буквальное значение или историко-грамматический метод, до такой степени, что даже не обращают внимания на все остальные знания. Мартин Лютер призывал к точному и обыкновенному (несложному) пониманию Писания. Другие протестанты все еще используют типологию, как метод. Протестанты утверждают, что простой верующий человек может самостоятельно достигнуть адекватного понимания Писания, поскольку оно само является достаточно ясным, и что верующему помогает Святой Дух. Мартин Лютер считал, что без поддержки Святого Духа Священное Писание невозможно было бы понять. Жан Кальвин пишет, что все, кто обратятся к Святому Духу за помощью, увидят в Писании свет. Вторая гельветская исповедь веры гласит: „Мы придерживаемся того мнения, что толкование Писания является ортодоксальным и истинным в том случае, когда оно получено путем сравнения с самими Писаниями (сущности использованного языка, обстоятельств их написания) и объяснения на основе более ясных пассажей.“ Писания церковных отцов и решений вселенских соборов считаются не боговдохновенными в том смысле, в котором является боговдохновенным само Писание, и могли бы быть отброшены, несмотря на их большую ценность для богословия.
В православной традиции Священное Писание является частью самой традиции и толкуется и рассматривается сквозь призму источников церковных отцов, решений первых семи вселенских соборов и церковного предания. Также как и в римской католической традиции церковь должна дать правильное толкование Писанию на основе предания с той оговоркой, что ни один епископ не имеет права определять истину веры без решения вселенского собора.
- Святая Троица
Большинство христиан веруют в то, что Бог является единой вечной сущностью, которая существует как три отдельных, вечных, нераздельных лица (или более правильный термин «ипостаси»): Отец, Сын и Святой Дух.
От иудаизма происходит верование в то, что существует один Всемогущий Бог, который является Создателем Вселенной и поддерживает ее существование. На этом фоне вера в божественность Христа и в божественность Святого Духа выражается в доктрине о Божьем триединстве (в западной богословской мысли) или в Св. Троице (в восточной богословской мысли). Согласно этой доктрине три лица (ипостаси) имеют одно божественное естество. Это естество не является раздельным, а скорее каждое лицо имеет это божественное естество. Различия состоят только в происхождении (не во временном смысле) и взаимоотношениях между лицами — Отец нерожден, Сын вечно рожден от Отца, Дух вечно исходящий от Отца. Само свойство Божьего существования – это Его существование как Святой Троицы. Триединство Бога должно восприниматься на разных уровнях Его единства.
Слово «рожден» не относится к рождению Иисуса от Марии, но к вечному и божественному «рождению» перед сотворением. Бог-Сын существовал вечно перед тем, как вочеловечиться и воплотиться. В период диспута с арианами ортодоксальная формулировка гласила, что «не существовало того времени, когда Сын не существовал».
Большинство христиан верят, что спасение от «греха и смерти» доступно через веру в Иисуса как Спасителя благодаря Его искупительной жертве на кресте, где Он «искупает» наши грехи. Принятие спасения связано с оправданием и обыкновенно понимается как действие Божьей благодати.
Образы воздействия благодати Бога понимаются по-разному в различных традициях. Католицизм и восточное православие учат о необходимости взаимодействия между свободной волей человека и благодати Бога. Реформаторская теология (более всего учение Кальвина) идет еще дальше, акцентируя внимание на зависимости человека от благодати, так как учит о полной грешности человечества и непреодолимой благодати. В арминиянском же учении ведущую роль играет независимый характер свободы выбора (спасения), изначальная благодать веры и зависимость спасения от Божьей благодати дана всем людям. Различия здесь лежат в основе разных взглядов на традиции понимания первородного греха. (Смотрите статьи о каждом отдельном историческом течении)
- Символы или исповедание веры
Символы или исповедание веры являются краткими доктринальные изъявлениями, которые первоначально использовались как крестильные формулы и позже разрабатывались в эпоху христианских дебатов в четвертом и пятом веках. Одним из самых ранних символов считается апостольский символ веры (несмотря на то, что не был написан апостолами.)
В ответ на арианскую ересь возникает Никео-Цареградский символ веры, сформулированный на соборах в Никее и Константинополе в 325 и 381 годах. Этот символ одобрен как общехристианский на соборе в Эфесе в 431 году.
Подлинный символ не содержит фразу «и Сына» ( «филиокве») относительно исхождения Святого Духа и от Сына (этот пункт не принимается восточно-православной церковью).
Халкидонское исповедание веры возникает в Халкидоне (на территории сегодняшней Турции) в 451 году (и не принимается восточными православными церквями, называемыми дохалкидонскими). В нем говорится о двух природах Христа — божественной и человеческой. И эти две природы являются нераздельными и неслиянными, несмотря на то, что сочетаются в одной личности.
В западной церкви символ веры св. Афанасия имеет такой же авторитет, как и никейский и халкидонский: «Поклоняемся Богу в Триединстве и Триединству в Единстве, не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества».
Многие протестанты принимают эти символы. Некоторые протестантские традиции веруют в триединство Бога без использования исповедей.
Символ веры
«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.»
Эсхатология и жизнь после смерти
Эсхатология – учение о конце света или отдельного человека, включающее понятия Страшный суд, воскресение и загробную жизнь; верующие будут спасены сразу после наступления конца света.
- О Вере
Каждому человеку, чтобы выполнить своё назначение на земле и получить вечное спасение, необходимо, во-первых познать истинного Бога и правильно веровать в Него, то есть, иметь истинную веру, и во-вторых, жить по этой вере, то есть, любить Бога и людей и творить добрые дела. Все мы – Православные христиане, обязаны нести Символ веры, как знамя, эталон, от которого нельзя отступать ни на йоту. Каждый Православный обязан знать Символ веры.
Православный Символ веры (молитва «Верую») читается так:
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием, И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю Воскресения мертвых. И жизни Будущаго Века. Аминь.»
Своё откровение Бог сообщает людям двумя способами: естественным и сверхъестественным.
Естественное откровение: когда Бог открывает Себя обычным естественным способом, каждому человеку, через видимый нами мир(природу) и через совесть нашу, которая есть как-бы голос Божий в нас, говорящий нам, что хорошо и что плохо, а также через историю всего человечества. Теряя веру в Бога, человечество обрекает себя на гибель.
Сверхестественное откровение: когда Бог открывает Себя непосредственно, Сам или через ангелов. Первыми провозвестниками откровения Божия были: Адам, Ной, Моисей и другие пророки и праведные люди. Это Божественное откровение и теперь распространяется между людьми и сохраняется в истинной, святой православной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.
Веровать в Бога, значить быть твердо уверенным в том, что Бог есть, он заботится о нас, и всем сердцем принимать Его божественное откровение, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божьим Господом нашим Иисууом Христом.
Чтобы наша вера была живой и действительной, необходимо исповедовать ее.
- О Храме
Храм («церковь») есть особый дом, посвящённый Богу, в котором совершаются богослужения.
В храме пребывает особенная благодать, или милость Божья, которая подаётся нам через совершающих богослужение- священнослужителей.
Храм отличается от обыкновенных зданий тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви-Иисуса Христа. Над входом в храм, обычно, строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон служит для того, чтобы созывать верующих на молитву – к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор, 2) храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся и 3) алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всём храме – святой престол, на котором совершается таинство святого причащения.
Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в святых дарах ( во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.
Храм есть великое святое место, где с особой милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, то поэтому мы должны входить в храм с молитвою, и держать себя в храме тихо. Во время богослужения нельзя разговаривать, а тем более смеяться. Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своём месте и не переходить с места на другое. Только в случае не здоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.
К святому причастию нужно подходить спокойно и неспеша, скрестив на груд и руки. После причастия поцеловать чашу, не крестясь, чтобы случайно не толкнуть её.
- О Крестном Знамении
Чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным знамением (крестимся).
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные три пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как единосущного и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по сошествии своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают его две природы: Божескую и человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб – для освящения нашего ума, на чрево (живот) – для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения наших сил телесных.
Крестное знамение дает великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукою, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность Богу – грешим, грех этот называется кощунством.
Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы и по окончании молитвы, а также при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т.п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т.д.
Когда мы крестимся во время молитвы, нужно внутренне про себя говорить: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.
- Молитвы
Молитвы к Архангелам на каждый день
Понедельник – Архангелу Михаилу
Вторник – Архангелу Гавриилу
Среда – Архангелу Рафаилу
Четверг – Архангелу Уриилу
Пятница – Архангелу Селафиилу
Суббота – Архангелу Иегудиилу
Воскресенье – Архангелу Варахиилу
|
|
|
|
|
|